Версия для слабовидящих

4 марта 2014 года заместитель руководителя (по охране труда) Павлова Л.В. приняла участие в совещании Министерства труда

05.03.2014

4 марта 2014 года заместитель руководителя (по охране труда) Павлова Л.В. приняла участие в совещании Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области с участием специалистов органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Самарской области, осуществляющих реализацию отдельных государственных полномочий в сфере охраны труда и выступила по вопросу «О соблюдении трудового законодательства в сфере охраны труда в 2013 году».

        Участники совещания обсудили вопросы реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в сфере охраны труда, Закона Самарской области от 29.12 № 140-ГД «О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права», внедрения специальной оценки условий труда, а так же вопросы взаимодействия с органами государственного надзора.

 

Выступление заместителя руководителя Государственной инспекции труда

(по охране труда) Павлова Лариса Владимировна

О соблюдении трудового законодательства в сфере охраны труда в 2013 году

 

Требование неукоснительного соблюдения законодательства об охране труда установлено Трудовым кодексом РФ. Практика показывает, что, несмотря на императивность и, следовательно, ответственность работодателя, данное требование выполняется не всеми и не всегда.

Результаты осуществления государственного надзора в указанной сфере лишь подтверждают вышесказанное.

В целях реализации положений законодательства о труде, а также обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда, в 2013 году Гострудинспекцией продолжалось осуществление системного федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства.

В указанных целях в течение 2013 года Гострудинспекцией было проведено около 2,5 тыс. проверок (на 1,4% больше, чем в 2012 году), из которых более 1,1 тыс. проверок по вопросам охраны труда работников. Проверки проводились в организациях различных организационно - правовых форм и форм собственности. Из общего числа проверок около 2/3 проведено в отношении хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства. Из общего количества проведенных проверок в плановом порядке проведено 360 проверок (около 15 %), тогда как остальные проверки проводились во внеплановом порядке.

В ходе всех видов проверок было выявлено более 13,5 тыс. нарушений, включая более 7,5 тыс. нарушений прав работников в сфере охраны труда. В 2013 году по сравнению с 2012 годом количество нарушений трудового законодательства, выявленных государственными инспекторами в ходе одной проверки, увеличилось на 11 % (в 2013 году в ходе одной проверки в среднем выявлено 5,5 нарушений, в 2012 году – 5,0). В целях их устранения работодателям выдано более 2 тыс. обязательных для исполнения предписаний, из них свыше 1,7 тыс. предписаний были исполнены в установленные сроки, что позволило устранить более 11,5 тыс. выявленных правонарушений. В целях обеспечения контроля за исполнением ранее выданных предписаний государственными инспекторами труда в 2013 году было проведено более 200 внеплановых проверок, что составляет около 11 % от общего числа проведенных проверок. За невыполнение в срок предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, судом, на основании протоколов, оформленных должностными лицами Гострудинспекции, были вынесены административные наказания в виде штрафов в отношении 66 должностных и юридических лиц.

В 2015 году вступят в силу внесенные в КоАП РФ ФЗ № 421 -ФЗ изменения, предусматривающие усиление ответственности за неисполнение предписания Гострудинспекции, подразумевающие за данное правонарушение наложение штрафа в отношении должностного лица от 30 до 50 тыс. руб. или дисквалификацию, в отношении юридического лица от 100 до 200 тыс.руб.

В результате проведенных надзорных мероприятий:

- отстранены от работы более 1,3 тыс. работников, не прошедших обучение, инструктаж и проверку знаний по охране труда;

- прекращено использование 1,2 тыс. единиц средств индивидуальной защиты, не имевших сертификатов и не соответствовавших требованиям охраны труда;

- временно приостановлены до устранения нарушений, угрожавших жизни и здоровью работников, эксплуатация 58 единиц оборудования, деятельность 1 организации и 2 –х производственных участков;  

- расследовано 26 сокрытых несчастных случаев, включая 5 несчастных случаев со смертельным исходом;

- привлечены к дисциплинарной ответственности 160работников.

- наложено административных наказаний более чем на 2,1 тыс. виновных лиц, из них около 1,5 тыс. должностных лиц, почти 0,5 тыс. юридических лиц. Общая сумма наложенных штрафов составила более 22 млн. рублей (почти на 83 % больше, чем в 2012 году), взысканных – более 15 млн. рублей;

- дисквалифицировано 7 должностных лиц.

В 2015 году вступят в силу внесенные в КоАП РФ ФЗ № 421 -ФЗ изменения, предусматривающие усиление ответственности за нарушение требований трудового законодательства. Кроме того, внесенными изменениями выделены отдельные составы правонарушений: нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценке условий труда на рабочих местах или ее непроведение; допуск работника к работе без прохождения в установленном порядке обучения или медицинских осмотр; необеспечение работника средствами индивидуальной защиты. За данные правонарушения установлены щтрафы в размере для должностных лиц от 5 до 30 тыс. руб, для юридических лиц от 60 до 150 тысяч рублей.

Наибольшее количество нарушений было выявлено в организациях обрабатывающих производств –18 % от общего количества выявленных правонарушений, строительства – 15 %, транспорта и связи – 12 %, оптовой и розничной торговли – 10%. 

Грубейшее нарушение в сфере охраны труда – допуск работника к работе без обучения. Это является причиной 70 % всех несчастных случаев. В общем количестве нарушений законодательства об охране труда нарушения по вопросам обучения и инструктирования работников имеют наибольший удельный вес и составляют 21 % от общего количества выявленных нарушений. На втором месте - нарушения по вопросам обеспечения работников средствами индивидуальной защиты – 17 %, далее – проведения медицинских осмотров – 9 %, нарушения порядка проведения аттестации рабочих мест - 8 %, нарушения установленного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве – 6 %. .

Основой любой модели экономики являются трудовые ресурсы. Поэтому при решении задач, связанных с созданием инновационной экономики в России, возникают серьезные вызовы, связанные с состоянием и сохранением человеческого капитала.

В результате системной реализации комплекса мер, предусмотренного 1-м этапом Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, в целом удалось сохранить тенденцию некоторого сокращения числа работников, погибших и пострадавших в результате несчастных случаев на производстве.

Вместе с тем, уровень производственного травматизма со смертельным исходом находится на высоком уровне и существенно превышает данный показатель развитых стран.

Должностными лицами Гострудинспекции в установленном порядке формировались и обобщались сведения о происшедших в организациях области несчастных случаев на производстве, полученные в ходе надзорной деятельности.

 Результаты проведенного анализа свидетельствуют, что в 2013 году общее количество групповых несчастных случаев, тяжелых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом имеет тенденцию к снижению.

В частности, согласно оперативным данным за 2013 год, в хозяйствующих субъектах Самарской области произошло 182 несчастных случая на производстве с тяжелыми последствиями, из них 17 групповых, 124 тяжелых и 41 со смертельным исходом. За 2012 год произошло 229 несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, их них 25 групповых, 148 тяжелых, 56 несчастных случаев со смертельным исходом. Таким образом, общее количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями в 2013 году уменьшилось по сравнению с 2012 годом в 1,3 раза.

При этом сохраняется тенденция снижения абсолютного количества пострадавших на производстве со смертельным исходом. Общее количество погибших на производстве в 2013 году составило 48 человек, в 2012 году - 60 человек. Смертельный травматизм в 2013 году по сравнению с 2012 годом сократился в 1,4 раза. В 2013 года в 1,5 раза снизилось количество женщин, погибших на производстве (2 женщины, за АППГ 3 женщины), несовершеннолетних работников в числе погибших не было.

В разрезе видов экономической деятельности самыми травмоопасными оказались строительство- 10 погибших (21%), обрабатывающие производства – 7 погибших (15%), организации, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг – 6 погибших (13 %), организации транспорта и связи – 5 погибших (11 %).

Значительный рост травматизма отмечается по отрасли государственное управление и обеспечение военной безопасности, где в 2013 году погибло 5 человек, включая 2 -х работников противопожарной службы, погибших в дорожно- транспортном происшествии, и 3-х осужденных, находящихся в исправительных учреждениях и привлеченных к труду (за 2012 год зарегистрирована гибель 1 работника данной отрасли). В 3 раза возросло количество смертей работников при добыче сырой нефти и природного газа – 3 погибших, в 2012 году погиб 1 работник. Рост травматизма зарегистрирован и в отрасли здравоохранение и предоставление социальных услуг. Если в 2012 году по этой отрасли смертельных несчастных случаев на производстве не было, то в 2013 году зарегистрировано 2 смертельных несчастных случая. Так же возросло количество случаев смертельного травматизма в строительстве (в 1,4 раза), в организациях, осуществляющих производство и распределение электроэнергии, газа и воды (в 1,3 раза). Снижение смертельного травматизма зарегистрировано в сельском хозяйстве, на транспорте, в обрабатывающих производствах, в организациях, занимающихся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг. Смертельный травматизма в оптовой и розничной торговле остался на уровне прошлого года.

Анализ причин и видов несчастных случаев показывает, что у работодателей Самарской области есть существенный резерв для снижения травматизма на производстве. Подавляющее большинство причин несчастных случаев носит управляемый характер. Они связаны с халатным отношением к исполнению своих обязанностей или неграмотностью должностных лиц и работников. Их устранение не требует от работодателей значительных финансовых затрат. На долю организационных причин приходится более 60 % от общего числа расследованных случаев. Так, по причине неудовлетворительной организации производства работ произошел почти каждый 2 -й несчастный случай с тяжелыми последствиями (45 %).

По причине неудовлетворительного технического состояния зданий, сооружений, территории, или нарушения технологического процесса приходится всего лишь 9% несчастных случаев.

Каждый 8-й несчастный случай происходит по причине нарушения правил дорожного движения (12,5 %). Как правило, это групповые несчастный случаи.

26,5% несчастных случаев произошли по причине падения работника с высоты, в каждом 4-м случае пострадавший получил травму в результате воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов (24 %), в каждом 7 случае – в результате транспортного происшествия (15,4 %). В результате падения или обрушения предметов произошло более 11 % случаев.

Прошедший год показал повышение востребованности деятельности Государственной инспекции труда со стороны граждан Самарской области. Несмотря на относительно стабилизационные тенденции на рынке труда, уровень обращений граждан в Государственную инспекцию труда остаётся высоким. В 2013 году в Гострудинспекцию поступило более 14,5 тыс. обращений, в том числе 353 коллективных, при этом рост письменных обращений по сравнению с 2012 годом составил 16,6 %. Продолжает расти число обращений граждан по электронной почте. За прошедший год поступило около 2 тыс. электронных обращений, что почти на треть больше, чем в 2012 году. Почти в половине случаев требования заявителя удовлетворены полностью или частично, в 6 % случаев отказано в положительном решении вопросов, поставленных заявителем. В остальных случаях заявителям даны разъяснения или заявления были направлены для рассмотрения по подведомственности. За 2013 год по вопросам применения трудового законодательства проведено более 8 тыс. устных консультаций работодателей и работников, поступивших на телефоны «горячей линии», на web-представительство Гострудинспекции в сети Интернет, а так же на личном приеме граждан.

К сожалению, регистрируемое снижение уровня производственного травматизма не свидетельствует об улучшении работы по обеспечению безопасных условий труда в организациях и  не отражает реальную ситуацию производственного травматизма, уровень которого во многом зависит от отношения работодателей и самих работников к созданию благоприятных условий труда. Снижение производственного травматизма регистрируется на фоне данных Росстата о постоянном росте численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда и количества оборудования, не отвечающего требованиям безопасности. По данным Росстата, доля работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда за последнее десятилетие выросла в 1,4-2 раза (в зависимости от вида экономической деятельности). В таком же порядке увеличился удельный вес работников, занятых на оборудовании, не отвечающем требованиям охраны труда. Данный факт, а также низкое соотношение между общим числом несчастных случаев на производстве и количеством травм со смертельным исходом указывает прежде на всего на сокрытие травм легкой и средней степени тяжести, что особенно выражено на малых предприятиях.

Учет и регистрацию несчастных случаев на производстве осуществляют Роструд, Росстат и ФСС России (по данным Роструда в 2012 году погибло 2999 человек; Росстата – 1820 человек, ФСС – 2344).

Специалисты Международной организации труда (далее – МОТ) разработали методику по оценке достоверности статистики несчастных случаев на производстве для стран с несовершенным учетом.

Она исходит из того, что несчастные случаи со смертельным исходом регистрируются лучше, чем остальной травматизм, поэтому именно они являются базой для расчета общего числа пострадавших.

Многолетний опыт десятков стран свидетельствует о том, что для каждой из них достаточно устойчиво соотношение между общим количеством несчастных случаев и количеством несчастных случаев со смертельным исходом. Величина этого соотношения характеризует степень безопасности производства и качество регистрации травм.

Методика основана на расчете показателя S по формуле:

S =Nоб /nсм,

где Nоб – все производственные травмы;

nсм – производственные травмы со смертельным исходом.

Отношение S показывает, какое количество производственных травм приходится на один случай гибели работника.

Отношение S в странах Европы составляет от 500 до 2000 несчастных случаев на одну травму со смертельным исходом (от 500:1 до 2000:1). Кстати, для стран с развитой рыночной экономикой МОТ рекомендовано считать пограничным соотношением 526 (при наличии цифр ниже данного порогового значения достоверность статистики несчастных случаев ставится под сомнение).

С учетом данных ГУ Самарской области СРО ФСС РФ о количестве легких несчастных случаев, в результате которых пострадавший находился на больничном листе хотя бы один день (982 случая), а так же данных о групповом, тяжелом и смертельном травматизме (всего 182 случая), показатель S  по Самарской области будет равен 28.

Крайне низкое соотношение между общим числом несчастных случаев и количеством травм со смертельным исходом подтверждает недостоверность данных официальной статистики и указывает на массовое сокрытие легких и (в меньшей степени) тяжелых травм на производстве, что особенно выражено на малых предприятиях.

Отношение S в России за более ранний период показал, что в 1970-1980 г.г. на одну травму со смертельным исходом на предприятиях страны приходилось 50-60-случаев менее тяжелых. Начиная с 1990 г. стало происходить последовательное снижение данного показателя. При применении характерного для 1970-1980 г.г. базового отношения 59:1, было установлено, что вероятное число пострадавших на производстве в Самарской области в 2013 году составляет около 2, 5 тыс. человек (в настоящее время зарегистрировано всего 1164 несчастных случаев). Риск несчастного случая на производстве, согласно данной методике, на предприятиях Самарской области более чем 2 раза выше по сравнению с официальными данными. При использовании же отношения 526:1, рекомендованного МОТ для стран с развитой рыночной экономикой, общее число травмированных на предприятиях Самарской области могло составить более 23 тыс. человек, а риск несчастного случая превысил бы регистрируемый показатель в 21 раз.

Итак, по мнению Гострудинспекции, причины снижения количества несчастных случаев на производстве и численности погибших кроются не в качественном улучшении условий труда, а в сокращении численности официально занятых в базовых, наиболее травмоопасных видах экономической деятельности, таких как транспорт, строительство, обрабатывающие производства, сельское хозяйство, в увеличении формальной занятости – когда отношения между работником и работодателем не оформляются трудовым договором либо маскируются договором гражданско - правового характера, а так же в сокрытии несчастных случаев.

        Сокрытие несчастного случая – грубейшее нарушение трудового законодательства, почти всегда имеющее негативные последствия. Прежде всего сокрытие несчастного случая не обеспечивает социальную защиту пострадавшего. Кроме того, скрывая несчастный случай от расследования, а иногда и понуждая работника писать «сочинение» на заданную тему « Как я упал, когда дома спускался в погреб», работодатель своими действиями дает работнику «зеленый свет» на другие нарушения в том числе и требований безопасности, провоцируя новые несчастные случаи. Сокрытие несчастных случаев искажает отчетность, а значит не дает представление о реальных профессиональных рисках, угрозах возникновения травм на производстве.

Основными формами работы Гострудинспекции в данном направлении являются:

- проведение внеплановых проверок по обращениям граждан, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и (или) родственников погибших;

- проведение внеплановых проверок при поступлении информации из правоохранительных органов;

- проверка информации, содержащейся в поступающих учетных формах № 59-НСП/у «Извещение о пострадавшем от несчастных случаев на производстве, обратившемся или доставленном в медицинскую организацию», утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 30.12.2009 № 1045н;

- проверка информации о происшествиях, поступающей через средства массовой информации и другие коммуникативные каналы;

- сверка данных о травматизме с территориальными органами Росстата и Фонда социального страхования РФ.

В результате осуществления надзорной деятельности в 2013 году было выявлено и расследовано 26 сокрытых несчастных случая, в том числе: 16 тяжелых несчастных случаев, 5 несчастных случаев со смертельным исходом. В 2012 году было расследовано 38 сокрытых случая, из них 22 тяжелых и 11 смертельных.

Состоянии условий и охраны труда в Российской Федерации свидетельствуют о недостаточной эффективности действующей системы управления охраной труда, которая не обеспечивает решение основных задач - сокращение травматизма и заболеваемости работников на производстве, не стимулирует работодателей к улучшению условий труда, носит затратный характер и ориентирована на компенсацию и преодоление последствий производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников, а не на предупреждение неблагоприятных воздействий на здоровье работника.

Федеральным законом № 421-ФЗ внесены изменения в ТК РФ, которыми в ст. 209 ТК РФ «Основные понятия» внесено понятие «Система управления охраной труда» как комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей» (типовое положение о СУОТ утверждается Минтрудом РФ), при чем одновременно внесено изменении в понятие «управлении профессиональными рисками» (комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами СУОТ и включающие в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков),а в ст. 212 ТК РФ «Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда» включена обязанность работодателя по созданию и функционированию системы управления охраной труда. Важным и существенным отличием нового подхода к управлению охраной труда является обязательное участие работников в формировании и поддержании в рабочем состоянии системы управления охраной труда на своем рабочем месте и в организации в целом на всех ее этапах. Социальное партнерство, конструктивный диалог работника и работодателя, обязательное участие работников в процессе подготовки политики по охране труда, планирования, оценки рисков и принятия решений - краеугольный камень сохранения жизни и здоровья работника.

Анализ сложившейся ситуации и принятие мер по повышению уровня безопасности должны начинаться не после расследования несчастного случая или получения предписания инспектора, а быть результатом непрерывной повседневной работы. Выявление причин профессиональных заболеваний не должно начинаться после установления диагноза, а проводиться на более ранних стадиях, начиная с момента проектирования будущего производства. И уж если возникают ситуации, которые приводят к травмам или иным проблемам, то первый вопрос, на который надо искать ответ, это не "Кто виноват?", а "Что сделать, чтобы это больше не повторилось?"

В настоящее время Рострудом перед территориальными органами поставлена задача перехода к новой модели взаимодействия работников и работодателей – от «модели санкций» к «модели соответствия», позволяющей перенести акцент в работе инспекций с реагирования на упреждающие действия, ориентированные на профилактику и предупреждение нарушений и происшествий. Требуют серьезной проработки и меры государственной поддержки, направленной на стимулирование работодателей к улучшению условий труда при которой работодателю должно быть не выгодно нарушать трудовое законодательство, и наоборот – соблюдение норм охраны труда, четкое следование законодательству должно приносить определенные дивиденды добросовестному работодателю и бизнесмену.